Italy’s Associazione Caffè Speciali Certificati (ACSC)
Истолковать термин «кофе-спешиалти» ко всеобщему удовлетворению – непростая задача. Попробуйте, например, представить, каким по мнению американцев, турок, итальянцев или норвежцев должен быть кофе, подпадающий под понятие «специального» («спешиалти»)?
Очевидно, что каждый отдельно взятый вид зерен относиться к сорту «робуста» или «арабика», и обработан «сухим» или «влажным» способом. Это всем известные объективные характеристики. Опытные тестеры смогут также ранжировать кофе по кислотности, насыщенности или горечи. Но когда речь идет о том, насколько кофе хорош или насколько он подпадает под определение «спешиал», используются оценки и суждения, не принимающие во внимания цифровые или родовые параметры.
Как говорится: «De gustibus non est disputandum» (О вкусах не спорят).
И все же мы являемся свидетелями разнообразных инициатив, направленных на продвижение определенных групп кофе, в отношении которых заявляются особые (специальные) вкусовые характеристики. Зачастую делается упор также на моральную сторону кофейного производства. Такие термины, как pure estate (чисто плантационный) , bird-friendly (дружелюбный по отношению к птицам), organic (органический) или Fairtrade (реализуемый на принципах взаимной выгоды) используются для информирования потребителя о наличии определенных качеств кофе. Кто-то может усомниться в том, что даже самые опытные «тестеры» смогут определить все эти характеристики посредством дегустации из чашки (cupping).
Истолковать термин «кофе-спешиалти» ко всеобщему удовлетворению – непростая задача. Попробуйте, например, представить, каким по мнению американцев, турок, итальянцев или норвежцев должен быть кофе, подпадающий под понятие «специального» («спешиалти»)?
Очевидно, что каждый отдельно взятый вид зерен относиться к сорту «робуста» или «арабика», и обработан «сухим» или «влажным» способом. Это всем известные объективные характеристики. Опытные тестеры смогут также ранжировать кофе по кислотности, насыщенности или горечи. Но когда речь идет о том, насколько кофе хорош или насколько он подпадает под определение «спешиал», используются оценки и суждения, не принимающие во внимания цифровые или родовые параметры.
Как говорится: «De gustibus non est disputandum» (О вкусах не спорят).
И все же мы являемся свидетелями разнообразных инициатив, направленных на продвижение определенных групп кофе, в отношении которых заявляются особые (специальные) вкусовые характеристики. Зачастую делается упор также на моральную сторону кофейного производства. Такие термины, как pure estate (чисто плантационный) , bird-friendly (дружелюбный по отношению к птицам), organic (органический) или Fairtrade (реализуемый на принципах взаимной выгоды) используются для информирования потребителя о наличии определенных качеств кофе. Кто-то может усомниться в том, что даже самые опытные «тестеры» смогут определить все эти характеристики посредством дегустации из чашки (cupping).
Одной из наиболее интересных инициатив в этой области является учреждение Ассоциации сертифицированного кофе-«спешиалти» (Associazione Caffè Speciali Certificati (ACSC)), которая сочетает в своей деятельности элементы движения «fair-trade» (фейртрейд) (см. http://5mworlds.blogspot.com/2008/05/fairtrade-xxi.html#links) с критериями обеспечения высокого качества кофе.
«Дух ACSC, - говорит президент ассоциации Энрико Мескини (Enrico Meschini), - заключается в создании прямой связи между жарочными предприятиями среднего размера и кофейными плантаторами. Мы видим своей целью оказание содействия в налаживании взаимовыгодного обмена между этими сторонами, а также в обеспечении соблюдения определенных базовых правил. Одно из которых предусматривает, что кофе, реализуемый с ярлыком CSC, должен закупаться у производителей, владеющих собственными плантациями и перерабатывающими урожай на собственных мощностях, а также не допускающих смешения зерен со своих плантаций с зерном иного происхождения». Такие производители должны быть также опытными экспортерами. Критерии контроля качества разработаны и должны применяться на всех этапах обработки.
Кофе, поставляемый на рынок членами ACSC и соответствующий указанным критериям, может маркироваться ярлыком «Certified Speciality Coffee» (Сертифицированный кофе-спешиалти), или CSC, и реализовываться с номерным голографическим ярлыком. Качество процедуры контроля также гарантируется сертификатом ISO 9002.
Для вступления в ACSC «ростер» должен обеспечить минимальное годовое производство в объеме 750 мешков по 60 кг по каждому сорту кофе, лицензированному по стандартам CSC. В настоящий момент членами Ассоциации являются следующие производители: Arcaffè, Domenico Barbera & Figli, Caffè Trade & Merchandising (Mondicaffè), Dinicaffè, Goppion Caffè, Torrefazione Caffè Agust и Torrefazione Musetti.
Члены Ассоциации уплачивают ежегодный членский взнос в размере €1600, а также пошлину в размере €1,065. Каждый «bollino» (номерной ярлык) обходится примерно в €0,14.
Помимо этого, ACSC обеспечивает своих членов рекламными материалами, такими как зеркала с логотипами компании-члена Ассоциации и CSC, которые предназначены для баров, использующих в работе кофе с маркировкой Ассоциации (см. http://www.arcaffe.ru/reklama.htm).
ACSC активно пропагандирует собственное видение кофе-спешиалти. Это кофе, который не только соответствует определенным критериям качества, но и производится, а затем и реализуется самими плантаторами под жестким контролем производства со стороны Ассоциации. Энрико Мескини лично посещает плантаторов, принимающих участие в проекте, например, в Индии, Южной и Центральной Америке. Целью таких визитов является не только инспекция производства, но и продвижение философии ACSC.
Г-н Мескини заявляет, что не ожидает, что ACSC превратиться в крупную организацию, насчитывающую тысячи членов, т.к. расходы по контролю качества и ведению деятельности станут неподъемными. Но с другой стороны, он видит реальную пользу в Ассоциации в вопросе выработки условий взаимовыгодного сотрудничества между плантаторами и потребителями. «Ассоциация еще молода, - говорит он, - мы будет продолжать работу по воспитанию культуры потребления высококачественного кофе и информированию любителей кофе о преимуществах употребления кофе, произведенного членами Ассоциации CSC”.
источник: Newsletter of the Speciality Coffee Association of Europe • Café Europa • No. 4 • 2000