30 октября 2008

UTZ CERTIFIED Good Inside - Международный кофейный сертификат

UTZ CERTIFIED Good Inside (СЕРТИФИЦИРОВАНО UTZ, добротно внутри)  

Тип: Некоммерческая организация

Основана: Амстердам, Нидерланды (2002)

Штаб-квартира: Амстердам, Нидерланды

Ключевые фигуры: Frank Pronk, исполнительный директор

Отрасль: Сертификация продукции, рационализация сельского хозяйства

Штат сотрудников: 24 - в отделе покупателей, 12 – в отделе производителей (2008)

Фрэнк Пронк


UTZ CERTIFIED – программа сертификации кофейной продукции, запущенная в 2002 г., и, как утверждается, представляет собой самый крупный в мире орган по сертификации кофе. В прошлом была известна под именем «Utz Kapeh» (на языке индейцев-майя «хороший кофе»).

7 марта 2007 г. фонд «Utz Kapeh» официально изменил название и логотип на «UTZ CERTIFIED Good Inside». «UTZ CERTIFIED» представляет собой фонд по международному внедрению базовых стандартов ответственного ведения хозяйства по выращиванию кофе и контроля кофейной продукции по месту происхождения.

Участвующие в программе «UTZ-certified» кооперативы, плантации и группы производителей обязаны соблюдать утвержденный «UTZ CERTIFIED» Кодекс поведения. Указанный кодекс представляет собой международно признанный свод правил для производителей кофе, включающий в себя нормы социального и природоохранного поведения , а также методы эффективного ведения сельского хозяйства.

«UTZ CERTIFIED Good Inside» осуществляет деятельность на протяжении всего цикла от плантации до жарочного производства. В деятельности используется система оперативного отслеживания (track-and-trace system), дающая возможность покупателю кофе, сертифицированного в UTZ, точно знать, откуда товар ведет свое происхождение. Некоторые производители фирменного кофе, а также отдельные розничные сети проводят в отношении покупателей политику открытости, позволяющую прибегать к помощи «онлайн» программ по отслеживанию кофе. Кофе, сертифицированный в UTZ, реализуется более чем в 20 промышленно развитых государствах, таких как Нидерланды, Бельгия, Франция, Великобритания, Швеция, Норвегия, Финляндия, Швейцария, Япония, США и Канада. Производители, сертифицированные в соответствии с UTZ, расположены в Латинской Америке, Азии и Африке.

ПУТЬ КОФЕ:

  • Кофейный производитель
  • Закупка и перевозка
  • Жарка и переработка
  • Конечный потребитель

Программу «UTZ CERTIFIED Good Inside» принято иногда называть "Fairtrade lite" ("Облегченный ФЭЙРТРЕЙД" (см. http://5mworlds.blogspot.com/2008/05/fairtrade-xxi.html)). Одним из наиболее яростных критиков UTZ является профессор Оксфордского университета Алекс Нихолз (Alex Nicholls), утверждающий, что программа является «псевдоэкологическим» прикрытием для международных корпораций, таких как «Sara Lee» и «Douwe Egberts», которые используют ее для экономичного вхождения на рынок так называемых «этически чистых продуктов». К некоторыми из спорных вопросов он относит слабые экологические и социальные стандарты системы сертификации, отсутствие норм предварительного финансирования и политики минимальных гарантированных цен.

Тем не менее, программа «UTZ CERTIFIED Good Inside» на практике доказала свою эффективность в улучшении производства и качества жизни. Примером, подтверждающим влияние программы на улучшение жизненных стандартов, служит недавнее исследование, проведенное Марком Пфитцером (Marc Pfitzer) и Рамайей Кришнашвами (Ramya Krishnaswamy) из Высшей школы государственного управления имени Джона Ф. Кеннеди при Гарвардском университете. Работа была посвящена созданию экономических возможностей в области напитков и продуктов питания. Ученые изучили воздействие различных проектов, осуществляемых крупными компаниями в различных странах, на примере «Danone», «Coca-Cola» и т.д. Проект «ECOM» в Гондурасе, реализованный в сотрудничестве с «UTZ CERTIFIED», был направлен на снижение высокого уровня безработицы, сопровождающейся низким уровнем сельскохозяйственного производства. Результаты проекта можно резюмировать следующим образом: «Партнерство создало три основных преимущества для кофейных производителей: привело к улучшению уровня квалификации, повышению доходов и снижению негативного влияния кофейного производства на окружающую среду» (Pfitzer, Krishnaswamy 2007: The role of the Food and Beverage Sector in Creating Economic Opportunities, p. 34).

Кодекс поведения

Кодекс поведения «UTZ CERTIFIED» изначально основан на стандартах Протокола "EUREPGAP"* по плодоовощной продукции. «UTZ CERTIFIED» переработала данный протокол с учетом специфических условий кофейного производства. В кодекс были также включены базовые критерии международной конвенции МОТ (Международной организации труда). Результатом работы стало появление Кодекса поведения «UTZ CERTIFIED», международно признанного кодекса ответственного кофейного производства.
Кодекс поведения включает элементы, устанавливающие стандарты учета применения сельскохозяйственных химикатов для защиты урожая, защиты прав трудящихся и доступа к медицинскому обслуживанию и образованию для работающих и членов их семей.  

Сертификация

Независимые аудиторы осуществляют ежегодные инспекции для проверки соблюдения кофейными производителями норм Кодекса поведения «UTZ CERTIFIED».
Орган сертификации является независимым, третьей стороной с аккредитацией ISO 65.

Ценовая политика

Кофе с сертификатом «UTZ CERTIFIED» имеет добавленную стоимость с той точки зрения, что он гарантирует покупателю то, что кофе был произведен с соблюдением основополагающих стандартов ответственного производителя, т.е. в соответствии с Кодексом поведения «UTZ CERTIFIED».

Покупатели признают эту добавленную стоимость, выплачивая кофейным производителям включенную в цену премию за сертификацию кофе в соответствии с «UTZ CERTIFIED». Наличие данного сертификата позволяет кофейным производителям согласовывать более выгодные цены за их продукцию. Они также пользуются доступом к информации о средних закупочных ценах и премиальных, выплачиваемых за кофе с сертификатом «UTZ CERTIFIED».

Помимо этого, дважды в год публикуется обозрение «Анализ предложения и спроса» (Supply & Demand Analysis), в котором описываются основные тенденции рынка за прошедший период и делаются прогнозы на будущее. Это издание представляет собой ценный источник информации как для производителей, так и для покупателей.

Цена на кофе, сертифицированный в соответствии с UTZ, определяется путем прямых переговоров между покупателем и продавцом. «UTZ CERTIFIED» не вмешивается в ход переговоров.


-----------------------------------------------------------------------------------------
Примечание: *EUREP (Euro-Retailer Produce Working Group) – это организация, представляющая ведущие компании розничной торговли Европы и имеющая целью продвижение передовых способов ведения сельского хозяйства, обеспечивающих безопасность конечной продукции. Этой организацией разработан документ, предлагающий пути внедрения самых эффективных и безопасных технологий, - EUREPGAP (www.eurep.org/guidelines). Учитывая последние тенденции, соблюдение стандартов EUREPGAP становится все более критичным для розничных продавцов сельскохозяйственной продукции. Считается, что EUREPGAP имеет все шансы стать международным стандартом. В настоящее время выполнение стандарта является обязательным только для поставщиков тех магазинов, которые участвуют в программах EUREP.

по материалам сайтов www.wikipwdia.org, www.consumer.utzcertified.org