15 июля 2008

ARCAFFE’ в именах и топонимах: ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ ТОСКАНЫ – Маккьяйоли и Постмаккьяйоли

Маккьяйоли
(итал. macchiaioli, от macchia — пятно)

Дж. Фаттори. Кавалерия

Группа итальянских живописцев, оформившаяся во Флоренции к 1860 и названная так за свободную живописную манеру ее мастеров.

Т. Синьорини. Утренний туалет

Представители группы (живописцы Т. Синьорини, Дж. Фаттори, С. Лега, Дж. Аббати, теоретик группы скульптор А. Чечони и другие), почти все бывшие участники национально-освободительного движения Дж. Мадзини и Дж. Гарибальди, противопоставили застылой помпезности академизма и отвлеченной литературности позднего романтизма непосредственную связь своего искусства с современностью, демократизм сюжетов.

Дж. Аббати. Быки, впряженные в красную телегу

Они изображали эпизоды недавней войны, её участников, жанровые сцены, родную природу, часто работали на пленэре. Для произведений М. характерны жизненная конкретность мотивов, лаконизм и как бы случайность композиции, свободное, иногда контрастное сочетание сочных цветовых пятен, светлых и тёмных зон, чёткий, иногда контурный рисунок. В 1880-е годы движение распалось.

С. Лега. Вилла Поджио Пьяно

Ряд мастеров М. (Ф. Дзандеменеги, Дж. Де Ниттис) под влиянием современной французской живописи обратились к импрессионизму.

Дж. Фаттори. Автопортрет

*****

Постмаккьяйоли и Лаброники
(Post Macchiaioli e Labronici)

Дж. Киенерк. Женщина на балконе

Определение «постмаккьяйоли» ("postmacchiaioli") используется в отношении всех тосканских художников, творивших в период с восьмидесятых годов XIX века до примерно 1920 года.

Л. Джоли. Конная прогулка у сыроварни

Эти художники были по большей части учениками знаменитых предшественников: слушателями школы обнаженного искусства Джованни Фаттори во Флоренции, а также подмастерьями Сильвестро Лега, наставника в доме Томмази в Белларива.

П. Номеллини. Женщина из моря

Они представляли собой тосканских живописцев, привязанных к родным местам, служащих для них неиссякаемым источником вдохновения и творческих поисков. Большинство избрало в качестве излюбленной натуры Маремму (заболоченный морской берег), остальные – свои родные города, район Торре дель Лаго и побережье Верзилия.

Дж. Ломи. Маремма

Среди самых известных представителей этого течения: Ульви Лиеджи (Ulvi Liegi), Франческо и Луиджи Джоли (Francesco, Luigi Gioli), Адольфо, Анджоло и Людовико Томмази (Adolfo, Angiolo, Ludovico Tommasi), Джорджо Киенерк (Giorgio Kienerk), Плинио Номеллини (Plinio Nomellini), Рафаэлло Гамбоджи (Raffaello Gambogi), Бенвенуто Бенвенути (Benvenuto Benvenuti), Сильвио Бикии (Silvio Bicchi), Гульельмо Микели (Guglielmo Micheli), Леонетто Каппиелло (Leonetto Cappiello), Альфредо Мюллер (Alfredo Müller), Витторио Коркос (Vittorio Corcos), Анджело Торки (Angelo Torchi), Франческо Фанелли (Francesco Fanelli), Ферруччо Паньи (Ferruccio Pagni), Гульельмо Амедео Лори (Guglielmo Amedeo Lori), Марио Пуччини (Mario Puccini), Лоренцо Виани (Lorenzo Viani), Оскар Гилья (Oscar Ghiglia), Ллевелин Ллойд (Llewelyn Lloyd), Густаво Сфорни (Gustavo Sforni), Джовании Бартолена (Giovanni Bartolena), Антонио Энтони Де Витт (Antonio Antony De Witt), Чезаре Чиани (Cesare Ciani).

Р. Натали. Вилла Ада

В контексте «постмаккьяйоли» следует обратить внимание на «художников-лаброников» ("pittori labronici"), активно работавших в Ливорно с начала до середины XX века. К представителям этого течения относят Марио Кокки (Mario Cocchi), Кафиеро Филиппелли (Cafiero Filippelli), Джованни Марч (Giovanni March), а также Ренато Натали (Renato Natali), Джино Ромити (Gino Romiti) и многих других.

К. Филиппелли. Купальни Пейани в Ливорно

Нарицательное «лаброник» ("labronico") имеет латинское происхождение и служит для обозначения отрезка тирренского побережья, который простирается от Ливорно до Кастильончелло. Действительно, Ливорно был родиной большинства из этих художников и являлся для многих из них постоянным источником вдохновения. Напротив, другие использовали в качестве сюжета для своих работ местность, непосредственно примыкающую к береговой линии.

Знаменитое "Caffe' Bardi" в Ливорно, клуб художников "Postmacchiaioli"

В первое двадцатилетие XX века, а точнее с 1908 г., года кончины Джованни Фаттори, эта группа художников стала собираться в «Кафе Барди» (Caffè Bardi), в Ливорно, которое превратилось для них в аналог того, чем «Кафе Микеланджело», во Флоренции, служило для художников-«маккьяйоли», а именно: в основное место встреч и обсуждения творчества. Деятели искусств любили засиживаться в ставшем знаменитом «левом уголке» (cantuccio di sinistra) кафе и оживленно дискутировать на разные темы и, в частности, об авангардном искусстве, набиравшем популярность в Европе.

Данная группа художников существует в Ливорно и поныне и играет существенную роль в современной творческой жизни города.

Источники:
Лит.: Giardelli М., I macchiaioli е l'epoca loro, Mil., 1958; Cecchi E., Macchiaioli toscani d'Europa, Firenze, 1963.
Большая советская энциклопедия, Статья 41180
www.800artstudio.com